Мы ждали ее слишком долго. Слишком. И даже был момент, когда всякая надежда испарилась. Проект Van Buren, предполагаемый Fallout 3,
так и не увидел своего логического конца. И все-таки, спустя 10 лет,
долгожданное продолжение одной из самых лучших ролевых игр в истории
лежит на полках магазинов. Сразу же хочется расставить все точки над
"I". Перед нами великолепная игра, лучшая CRPG за последнее время и,
возможно, лучший PC-проект 2008-го года.
Но, опасения фанатов оригинальной дилогии подтвердились - это не тот Fallout, который мы любили и знали. Да, Bethesda сделала то, что умеет делать лучше всего - очередную вариацию на тему The Elder Scrolls. Созданная на движке Oblivion, Fallout 3 в большей степени похожа на нее, нежели на своих предшественников. Этого следовало ожидать. Делать игры так, как Black Isle Studios, умела только сама Black Isle.
Ваш папа. И ваш первый юбилей - 10 лет.
Однако, то, что третья часть не является классическим Fallout,
вовсе не должно вас отпугивать. Ничего лучшего и более грандиозного в
ближайшее время в жанре все равно не предвидится. Поэтому давайте
все-таки попробуем оценить Fallout нового поколения
так, как она этого заслуживает. Ведь не нужно иметь натасканный глаз,
чтобы увидеть, что создатели подошли к своему творению с любовью и
старанием. Которые, к тому же, были дополнены мастерством и большими
деньгами.
Гигантский бюджет Fallout 3 ощущается с первых кадров. И дело не только в "звездном" озвучивающем составе. К слову, здесь засветились такие товарищи, как Рон Перлман, Лайам Ниссон и Малькольм Макдауэл. Мир игры полон деталей. Внимание уделено всему, каждой черточке, каждому кирпичику, камню. Да, безусловно, мир Fallout 3 - это не красочное, полное густой растительности королевство Oblivion. Но и к вселенной, в которой конец света уже случился, Bethesda смогла подойти творчески, создав цельный, правдоподобный, очень мрачный, но при этом далеко не однообразный и скучный сеттинг.
Ничего не напоминает? Правильно, мрачный Oblivion.
Пыль,
пустыни, мертвые деревья, заброшенные города и деревни, населенные
людьми в лохмотьях станут вам по-настоящему близки. Памятники
человеческой цивилизации действительно могут вызвать приступ печали, а
чудовищные мутанты напугать. Больше всего понравилось, что Fallout 3
игра, в которой все "по-настоящему". Это имеет отношение и к системе
моральных понятий. Зло - есть зло, добро - есть добро. И, несмотря на
то, что границы между ними могут казаться размытыми, четкая
определенность, что есть что, на самом деле, присутствует всегда.
Но вернемся к оформительским элементам. Поначалу Fallout 3 впечатляет. Многие рецензенты уже говорили о том, что момент выхода из убежища сродни моменту выхода из канализации в Oblivion.
И мы с ними согласимся. Только добавим, что чувства испытываешь
несколько иные. Если в Сиродиле вы испытали восторг с восхищением, то
здесь скорее тот же восторг, но уже с некоторой внутренней тревогой.
Скорее всего, вы сразу же обратите внимание, что визуально Fallout 3 - облагороженный Oblivion.
Да, текстуры стали лучше, да добавилось детализации. Но, все же, это
уровень 2006-го года! Симпатично, но уже далеко не сногсшибательно. А
иногда, когда присмотришься, понимаешь, что даже откровенно плохо.
Так выглядят мутанты и система прицеливания V.A.T.S.
Возможно,
это связано с тем, что игра нацелена в первую очередь на консоли (Xbox
360 и PS3), у которых ресурсы далеко не безграничны. Может быть. И
все-таки хотелось бы, чтобы земля под ногами смотрелась не столь
отвратительно, а NPC (разнообразием лиц, увы, Fallout 3 не изобилует) двигались так, как и положено живым людям. К слову об анимации. Она, к сожалению, также ужасна, как и в Oblivion. Кукольные движения, странные, ненужные пасы руками - еще не все. Лицевая анимация значительно хуже, чем в Half-Life 2! Наконец, неестественны движения предсмертной агонии. Помните, как смешно выглядели трупы в Oblivion?
Здесь, примерно, то же самое. Спасибо, что хотя бы позволили сносить
руки, ноги, головы неприятелям (приятелям, к слову, тоже можно),
наблюдая за фонтанами крови. Это правильно. Fallout обязана быть взрослой игрой.
Только
не переключайтесь на вид от третьего лица. Движок просто не в состоянии
нормально функционировать в нем. Да и зрелище жалкое. Новый Fallout создан исключительно для игры с перспективой из глаз.
Но
если к визуальной составляющей справедливо можно придираться, то к
звуку - нет. Именно ради таких игр и покупаются мощные Hi-Fi
акустические комплексы. Потрясающая оркестровая музыка, удачно
подобранный актерский состав (не беда, что фраз у NPC немного),
бесподобная реализация объемного звучания. И, конечно, полноценное
радио с несколькими станциями, передающими музыку разных стилей. При
наличии соответствующей техники, вы всегда можете ориентироваться в
пространстве не только по картинке на мониторе, но и по шорохам, идущим
с разных сторон. Ага, слева движется что-то не слишком большого
размера. Справа слышна тяжелая поступь жирного мутанта. Fallout 3 с хорошей аудиоаппаратурой и с обычными "пищалками" - все равно, что две разные игры.
Красивые закаты - особенность движка.
А,
что же геймплей? Ну, то, что в редакторе у вас получится обязательно
урод, сомнения не вызывает. Таковы уж особенности кривой Oblivion-системы.
Зато S.P.E.C.I.A.L. на своем положенном месте. Имеем три ключевых
понятия, из которых складывается то, как герой ведет себя в разных
ситуациях. Первое - характеристики, вроде силы, ловкости, интеллекта,
удачи, телосложения. Второе - умения, всего в количестве 13 штук
(вместо 18 ранее). От них зависит, кем будет персонаж. Могучим воином,
стрелком или, например, подлым вором. И, наконец, третье. Самое
интересное - легендарные перки, уникальные особенности героя, которые
даются с ростом уровня или за особые заслуги. Например, вы можете
получить перк компьютерного гения или перк, позволяющий лучше находить
общий язык с детьми. Количество их велико. К слову, черты (traits) из
прошлых Fallout'ов в третьей части также превратились в перки.
Зрелищные схватки - конек Fallout 3.
В целом ролевая система Fallout 3 глубже и интереснее, нежели в Oblivion. Но, по сравнению с Fallout 2,
она была упрощена. Видимо, для того, чтобы проект был понятен большему
числу игроков. Однако боевую часть не стали сводить к простецкому
клику. Система наведения на разные части тела врагов - V.A.T.S. - в
строю. Останавливаем время, выбираем различные конечности (успех
попадания, впрочем, не гарантирован), очередность атак - если AP
хватает, то происходит бой. Враг все еще жив? Отбежали, подождали пока
AP восстановились, повторили. Просто? К сожалению, да. Значительно
проще, чем 10 лет назад. И ощущается совсем иначе. Зато многие враги
выглядят действительно шикарно. За уродливые морды мутантов мы готовы
простить дизайнерам даже пресных NPC. Беда только в том, что
разнообразием врагов нас тоже не побаловали. Хотя AI приятно удивил.
Впервые в RPG неприятели могут принимать логически обоснованные
решения.
Со свободой перемещения все в полном порядке. Скажем
больше - она безгранична. Хотите наплевать на главный квест и заняться
своими делами? Пожалуйста. А ваши дела могут быть предельно
разнообразны. Нравится убивать всех подряд? Вперед! Станьте главным
маньяком этого мрачного мира. Любите воровать? А как же карма? Ничего.
Чтобы получить от Fallout 3 все - нужно побывать и
плохим и хорошим. Многие задания недоступны персонажу с низкой кармой.
Как и наоборот. Ах, да. Самое главное. Вам позволят взорвать атомную
бомбу и снести целый город, наблюдая за красочным грибом издалека.
Разве вы никогда не мечтали об этом?
Дополнительных заданий
множество, побочных сюжетных линий интереснее основной - тоже. Если
основной квест можно пройти за 20-25 часов, то на полное исследование
мира уйдет никак не меньше 100. И то, что от всего этого вы получите
огромное удовольствие, сомнений не вызывает. В лучших традициях Fallout большинство историй в игре необычны и оригинальны.
***
Fallout 3
- огромная игра. Мы рассказали вам лишь о малой доле того, что в ней
можно найти, не затронув такие моменты, как собственноручное создание
оружия, торговлю, грабеж караванов. И все-таки - это не продолжение Fallout 2. Нет, это что-то другое. Со своей уникальной атмосферой и собственным миром. Отличная ролевая игра от Bethesda. Must have, если хотите. Но не будущий культ. Нет.
Плюсы: Огромный, свободный мир. Впечатляющие квесты. Минусы: Не Fallout. Нет. Что-то другое.